7 класс

Четвертая четверть







Исследовательский проект (пример)

 Mузыка в нашей жизни" "

     Введение

Актуальность рассматриваемой темы.

Мир музыки - это особый удивительный мир, который может вдохновлять человека. Музыка влияет на людей по-разному, так как все они  имеют различный темперамент. Эмоциональный опыт, который дает человеку музыка, стимулирует его внутренний рост. Музыка обогащает душу человека. А человеческая душа живая и о ней нужно заботиться. Работа над данным проектом позволит обучающимся попытаться понять, какое место в их жизни занимает музыка, позволит увидеть новые грани музыки.

  • Конечным результатом учебного проекта является представление презентаций на английском языке, что является мотивирующим к изучению английского языка фактором, а также стимулирует формирование профессионально-ориентированных коммуникативных навыков.

Цель проекта:

·       Формировать устойчивый интерес к искусству, привить  любовь к музыке.

·       Провести  социологические исследования на тему: «Музыка в нашей жизни» .

·       Выяснить, как музыка влияет на  эмоциональное состояние учащихся.

 

   Основополагающий вопрос:

-Что значит музыка для нас?

Музыка- посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

                                                                                        ( Людвиг Бетховен)

   Работая над проектом мы провели социологический опрос по вопросу «Музыка в нашей жизни». Взяли интервью на тему: «Роль музыки в нашей жизни» сделали выводы.

  План

1.    Введение в проект

1.1   Актуальность рассматриваемой темы

1.2   Цель проекта.

2.   Теоретическая часть

2.1   Глоссарий

      2.2 Музыка - оздоровительная технология.

 2.3 Роль музыки в жизни человека

3.  Исследовательская часть

     3.1  Анкетирование учащихся Тимирязевской школы

       3.2  Музыкальный эксперимент

       3.3Блог-опрос по теме: «Музыка в нашей жизни».

         4. Выводы по проекту «Музыка в нашей жизни»

 

    2. Теоретическая часть

2.1 Глоссарий


Музыка англ.Music от греч.Musikе - искусство муз
Музыка - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека.
Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.

Алеаторика от лат.Alea - случайность - течение в музыкальном искусстве, рассматривающее случайность в качестве основного формообразующего принципа сочинения и исполнения музыки.

Балетная музыка
- музыка, сопровождающая балет и выражающая его драматическое содержание. Балетная музыка подразделяется:
- на ритмическую танцевальную музыку, для которой характерна относительная законченность форм; и
- на более свободную музыку пантомимы, которой в большей степени присуще драматическое развитие.

Военная музыка - музыка, предназначенная для исполнения при строевом обучении войск, военных и общественных торжественных церемониях.
Военная музыка:
- служит целям воинского воспитания и сигнализации;
- в прошлом применялась и при боевых действиях войск;
- исполняется духовыми военными оркестрами или отдельными музыкантами.

Вокальнаямузыка
итал.Vocale;фр.Vocal
Отлат.Vocalis поющий
Вокальная музыка - музыка для пения с аккомпанементом на музыкальных инструментах или без него. Основными жанрами вокальной музыки являются: опера, оратория, оперетта, джаз и др.

 

Блюз (от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня», «спиричуэлс»
и «холер». Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл».

Исполнители: Миссисипи  Джон  Херт,  Луи  Армстронг,  Джимми Рид.

Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Исполнители:  Чарли  Паркер,  Джон  Колтрейн,  Бенни  Гудмен

Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильное наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка.

Исполнители:  Гарт  Брукс,  Джордж  Стрейт,  Алан  Джексон.

Народная музыка (или folklore) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры.

Классическая  музыка.

Так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности, прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веках музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Исполнители:  И.С. Бах,  Л. Бетховен,  П.И. Чайковский.

Рок-н-ролл (от Rock and roll — русск. качайся и катись) — жанр популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла.

Представители:  Элвис  Пресли,  Ванда  Джексон,  Эдди  Кокран.

Хеви-метал (от heavy metal, дословно тяжёлый металл) — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим термином называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е гг.

Представители:  Black Sabbath, Iron Maiden, Judas  Prust.

Глэм-рок (от glamorous — «эффектный») — жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятилетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа, андрогинный облик.

Представители:  Cinema Bizarre, Negative, The Darkness.

J-Rock (японский рок) - обобщающее название для направлений рок-музыки, распространённых в Японии. Часто используется для обозначения всех направлений рока Японии в целом. Существенный подъём этого направления начался на волне популярности группы X-Japan.

Представители: X-Japan,  Versailles,  The  Gazitte.

Панк-рок — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Представители:  Король  и  шут,  Наив,  Тараканы.

Рэп (от англ. rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Рэподин из основных элементов стиля хип-хоп-музыки.

Представители:  Баста,  Лигалайз,  Dino MC.

Клубная музыка получила развитие в 70-х годах. Приобрела же наибольшую популярность в начале 90-х годов. Название стиля говорит само за себя: данная музыка предназначена, в первую очередь, для клубных танцев. Оттого столь ощутим акцент,  делающейся в ней на ритм.

Представители:  Dj  Smash,  Dj  Layla,  Di  Tiesto.

Поп-музыка (от Popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Основные черты поп-музыки как жанра — простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.

Представители:  Lady  Gaga,  Madonna,  Britney  Spears.

Готик-рок — музыкальный жанр, являющийся поджанром альтернативного рока. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм.

Представители:  The  Sisters  of  Mercy,  Tragic  Black.

Ню-метал (русск. новый метал) — стиль альтернативной музыки, появившийся в начале 90-х годов. Являет собой смешение альтернативного метала с такими стилями, как гранж, хип-хоп и фанк. В конце 1990-х и начале 2000-х годов этот стиль являлся одним из самых востребованных на рынке рок-музыки.

Представители:  Disturbed,  Static-x,  Slipknot.

Альтернативный рок — термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк – роке,  постпанке и др.

Представители:  Слот,  Amotory,  30  Seconds  to  Mars.


Гармония от греч.Harmonia - стройность - выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последовательности созвучий в условиях лада и тональности. В основе гармонии лежат ладово-функциональные отношения.
Гармония опирается на объективные закономерности, обусловленные акустическими, физиологическими и психологическими предпосылками.

Дансантность-син.Танцевальность фр.Dansant - танцевальный + Ddanse - танец
Дансантность - совокупность формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца. Дансантность музыки характеризуют:
- ясность метроритмической организации;
- подчеркнутая акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и аккомпанементе;
- четкость применения метроритмических, фактурных, мелодико-интонационных формул различных жанров;
- замедления и убыстрения, соответствующие характеру танца;
- использование подводящих к опорным точкам пассажей и пауз, предваряющих начало новой хореографической фразы;
- изящество ритма и связь его с танцевальным движением;
+ другие качества.

Джаз-англ.Jazz - род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс американских негров, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии. Определяющими чертами джаза считаются:
- острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
- широкое употребление ударных инструментов;
- сильно развитое импровизационное начало;
- выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.

Духовная музыка син.Культовая музыка
Духовная музыка - музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту.

Инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на музыкальных инструментах (без участия человеческих голосов). Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Искусство англ.Art- специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.
Камерная музыка от итал.Camera - комната
Камерная музыка - инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения в небольших залах. Сочинения камерной музыки пишутся для небольших инструментальных составов. Для камерной музыки характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств.

Легкая музыка - музыка:
- легко доступная для восприятия;
- предназначенная (главным образом) для развлекательных целей;
- отличающаяся несложным содержанием, доходчивостью музыкального языка и простотой формы.

Музыкальная культура - совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение.

Музыкальная система англ.Misical system - в информатике - специализированная абонентская система, предназначенная для создания, обработки и исполнения музыкальных произведений.

Музыкальная терапия (Музыкотерапия) - психотерапевтический метод использования музыки для лечения больных с психическими расстройствами. Считается, что музыка не может заменить других средств лечения, но ее разумное применение способно ускорить излечение.

Музыкальное исполнение - вид художественного творчества; воспроизведение музыки с помощью тех или иных исполнительских средств. В процессе музыкального исполнения существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение. Исполнение музыкального произведения одновременно является его интерпретацией.
Различают вокальное, инструментальное и смешанное музыкальное исполнение.
В зависимости от количества исполнителей музыкальное исполнение подразделяется на сольное и на коллективное.

Музыкальное произведение - сочинение:
- состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста; и
- предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса.

Музыковедение - область искусствознания; наука о музыке, изучающая закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства. Отраслями музыковедения являются: теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика.
Ноты от лат.Nota - знак - условные графические знаки, наряду с дополнительными обозначениями служащие для записи музыки на нотном стане.
Графическую основу ноты составляет круглая или овальная головка.
Высота ноты определяется положением головки на нотном стане в совокупности с ключом, проставленным в начале нотного стана.
Продолжительность ноты определяется типом головки, наличием штиля, наличием и характером хвостика.

Танцевальная музыка - музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы, основная ритмическая формула и темп которых отвечают движениям этого танца.

Театральная музыка - в широком смысле - музыка во всех театральных спектаклях, включая постановки музыкального театра.
Театральная музыка - в узком смысле - музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы, способствующая раскрытию содержания спектакля.

Функциональная музыка - музыкальное вещание на производстве, сопровождающее трудовой процесс и имеющее своей целью повышение работоспособности и снижение утомляемости работников.
Функциональная музыка повышает производительность на работах, с небольшой сложностью труда, равномерной и незначительной физической нагрузкой в течение смены.

Электронная музыка - музыка, которая создается с помощью генераторов низкой частоты (синтезаторов). Электрические колебания синтезаторов записываются на магнитный носитель для воспроизведения. В электронной музыке используются:
- синусоидные тоны, лишенные обертонов и тембровой окраски; а также
- звуки переменной и неопределенной высоты (микротоны).

  2.2 Музыка - оздоровительная технология.

С развитием суперсовременных оздоровительных шейпинг-технологий класса "Тело - Душа - Дух" врачи и шейпинг-тренеры под новым углом зрения стали обращать внимание на связь уже привычных показателей физического здоровья с показателями здоровья психического. И выясняется, что:

Занятия музыкой повышают интеллект детей, способствуют развитию у них математического и пространственного мышления. Об этом заявили учёные из университета Торонто после "проверки" музыки с точки зрения её влияния на интеллект. Согласно проведённой серии экспериментов наиболее эффективно в этом смысле занятия на клавишных инструментах и вокал. По мнению канадских ученых, стимулирующее интеллект действие музыки на детей длится не менее 5 лет.

ет, а с 2 лет они приходили к Сузуки, где приобщались к музицированию в ансамбле на скрипке. Удивительный тандем единомышленников бизнесмена и музыканта не только дал отличные результаты в развитии детей, но и явил собой пример истинной научной прозорливости и подлинного патриотизма, так как у этих двух людей речь не шла о деньгах или о том, чтобы сделать из этих детей профессиональных музыкантов. Их задача была существенно шире и благороднее - воспитать гармоничную личность, легко адаптирующуюся к любым жизненным ситуациям, умеющим радоваться жизни и быть успешными в той деятельности, которую они по жизни выбирают. Одним словом - быть СЧАСТЛИВЫМИ! Поразительные результаты этой работы М. Ибука изложил в своей книжке "После трех уже поздно!".

"Испытывая глубочайшее уважение к Масару Ибука - основателю компании Sony, оказавшемуся состоятельным в жизни не только как предприниматель, но и как Гражданин и Творец своей страны, который заботился не только о личных доходах, но и благополучии будущих граждан его любимой Японии (в моей России примерам такого благородства со стороны богатых людей остаётся только завидовать), замечу - современные технические возможности открыли для правильного музыкального воспитания возможности, о которых ещё вчера даже и не приходилось мечтать. Трудно было представить, что это вообще будет доступно музыкантам.

Что имеется ввиду?

Я имею ввиду современные высокочастотные или "тонкие" технологии и, прежде всего, современные физические приборы, давшие возможность визуализировать влияние музыки на человека. С моей точки зрения, как музыканта, они - грандиозное достижение для человечества. Ибо теперь мы можем видеть, например, как определённая музыка влияет на ауру человека, а стало быть и на его здоровье.

Да, пока такие приборы не очень дешевы. Но доступность цены - это вопрос времени и серийности производства. Гораздо важнее другое - теперь каждый сам может увидеть как та или иная музыка влияет на него лично. Теперь каждый может сам сделать вывод о том, стоит или не стоит ему слушать ту или иную музыку. Теперь роскошь слушать правильную музыку становится достоянием не одиночек - высоких профессионалов музыки, а миллионов обычных людей. И это замечательно!".

Как следствие представившихся учёным новых возможностей по изучению влияния музыки на здоровье человека, стало увеличение числа научных публикаций (особенно за последний год), посвящённых оздоровительно-музыкальной тематике. Самый последний пример - публикация в British Medical Journal о влиянии на организм человека музыкальных композиций в стиле "тяжелый рок" и "хэви-металл".

Врачи установили, что эта музыка может быть: опасной для жизни! Их обвинения в адрес музыкальных направлений, которыми увлекается молодёжь по всему миру, не голословные. Они основываются на проведённом исследовании бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя. Согласно их заключению, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать". Было проведено наблюдение за тремя случаями возникновения пневмоторакса у молодых людей, находившихся на рок концертах, а также у мужчины, слушавшего музыку в своём автомобиле. Анализ показал, что "к разрыву альвеол и формированию пневмоторакса приводят высокоэнергетичные низкочастотные акустические волны.

Этот пример - это очень наглядная иллюстрация того, каким по своим последствиям может быть влияние музыки на человека.

Исследования показывают, что в целом нынешнее молодое поколение обладает худшим потенциалом физического и психического здоровья, чем у их родителей. Сегодня только 20% новорожденных можно считать здоровыми.

А при чём здесь музыка? - можете спросить вы.

Конечно, дело не только в музыке. Но и в ней тоже. Какую музыку слушали родители нынешнего "слабого" поколения: Моцарта? Баха? Чайковского? Вивальди? Нет, они слушали "Посторонись Бетховен". Бетховен посторонился - результат известен.

А ведь любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье. Вопрос только в том - какая музыка и что с человеком её слушающим делает?

Рок-звезда ХХ века, очень известный певец и музыкант Дэвид Боуи в своей автобиографической книге "Боуи о себе" на первый взгляд неожиданно заявил: "Много рок-н-рола - это оглупление и разрушение. Рок - всегда дьявольская музыка. И вы не сможете переубедить меня, что это не так".

Специалист по криминальной психиатрии Жан-Поль Режимбаль обобщил данные по нарушительно-биологическому воздействию рок-н-рола на психогенную организацию человека. Оказывается, в 1983 году было зафиксировано увеличение сердечно-сосудистых заболеваний и расстройств обмена веществ в организме среди молодежи. Использование рок-ритмики сопровождающееся лазерными эффектами вызывало необратимые разрушения здоровья участников концертов рок-музыки. А известный английский терапевт Адам Книст в отчете об исследовании действия рок-музыки записал: "Основная проблема действия рок-н-рола на пациентов, которыми я занимался, вне всякого сомнения, вытекает из уровня ее шума, который вызывает озлобленность, истощение, нарциссизм, панику, расстройства пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое заболевание. Рок : это наркотик, отравляющий жизнь нашей молодежи, более смертоносный, чем героин". Таков неутешительный вывод врача, живущего на Родине современного рока.

Вывод из свидетельств профессионалов музыки и медицины, я думаю, ясен: если вы хотите заботиться о своем здоровье и о здоровье своих детей, лучше слушать и играть правильную, то есть гармоничную музыку". А как определить такую музыку? - это и есть самый насущный современный вопрос.

 2.3 Роль музыки в жизни человека

В последнее время многие ученые и средства массовой информации обратились к вопросу о роли музыки в жизни человека, что музыка развивает ум: слушая музыку или учась играть на любом музыкальном инструменте Вы можете существенно улучшить память и умственный потенциал. Данные факты подтверждаются исследованиями.

Музыка развивает следующие функции мозга:

Чтение и грамотность

Пространственное мышление

Математические способности – даже дети с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности лучше проходили математические тесты, послушав музыку перед выполнением задания.

Эмоциональную грамотность

Ранее, существовало убеждение, что классическая музыка, в частности Моцарт, улучшала результаты на тестах на восприятие. Тем не менее, последние исследования показали, что любая музыка, которая Вам нравится, положительно сказывается на восприятии.

Музыка улучшает память

Способность музыки улучшать память довольно загадочна. Музыка Моцарта или эпох барокко с типичным ритмом 60 бит в минуту, активирует и левое, и правое полушарие мозга. Благодаря этому, люди легче запоминаю информацию, в то время как память сохраняется дольше. Изучение само по себе задействует левое полушарие, а музыка – правое. Более того, занятия, которые требуют активности обоих полушарий – такие как игра на музыкальных инструментах и пение – развивают мозг и улучшают его способность перерабатывать информацию.

Благодаря музыке становится легче вспоминать какую-либо информацию. Исследования установили, что некоторые виды музыки являются прямо-таки «ключами» к воспоминаниям. Информация, усвоенная по время прослушивания какой-либо песни, может быть воспроизведена с легкостью, если Вы просто мысленно проиграете данную мелодию.

Занятия музыкой приносят намного более значительные результаты, чем просто прослушивание классической музыки. Существуют неопровержимые доказательства того факта, что у детей, которые занимаются музыкой, лучше развита память.

Заметка: Для успешного обучения и развития памяти, музыка не должна содержать вокала. В этом случае, Вы скорей всего запомните слова песни, чем информацию, которую Вы рассчитываете запомнить.

Музыка развивает концентрацию и внимание.

Легкая музыка и расслабляющая классика повышают длительность и интенсивность концентрации во всех возрастных группах и у людей с различными умственными способностями. Сложно сказать точно, какой тип музыки больше всего подходит для развития концентрации, но практически все исследования в данной сфере показывают значительные результаты.

Борец с усталостью

Жизнерадостная музыка может стать прекрасным способом подзарядиться энергией. Музыка эффективно устраняет усталость, спровоцированную тяжелыми физическими упражнениями и монотонной работой.

Тем не менее, необходимо помнить, что слишком много поп или рок музыки скорее сделают Вас нервным, чем энергичным. Весь потенциал музыки еще неизвестен людям, но уже становится ясно, что музыка влияет на нас на уровне тела, мозга, эмоций и энергетики. Именно поэтому, необходимо очень внимательно относиться к тому, что Вы слушаете, как и к тому, что Вы едите.

Музыка улучшает производительность

Многие люди любят слушать музыку во время работы. А Вы знали, что Вы будете работать намного эффективней, слушая любимую музыку? Наверное, лучше задать вопрос, знает ли об этом Ваш начальник.. Согласно отчету, опубликованному в Журнале Нейрологии, Психологии и Поведения, человек способен опознавать визуальные образы, включая цифры и буквы, намного быстрее, если на фоне играет классическая или рок музыка.

Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть.

Расслаюляющая музыка вызывает сон

Расслабляющая классическая музыка является безопасным, дешевым и простым способом победить бессоницу. Многие люди, которые стабильно не могут заснуть, утверждают, что им помогает послушать немного Баха. Исследования показывают, что всего лишь 45 минут расслабляющей музыки перед сном отправляет Вас в страну Морфия и обеспечат глубокий сон на всю ночь.

Расслабляющая музыка успокаивает симпатическую нервную систему (часть автономной нервной системы), уменьшает тревогу, артериальное давление, нормализует сердцебиение и дыхание, расслабляет мышцы и отвлекает от неприятных мыслей.

Музыка помогает бороться со стрессом и расслабляет

Учеными доказано, что слушая медленную классическую музыку, люди избавляются от стресса. Бесчисленные исследования доказали, что расслабляющий эффект музыки действителен для всех, даже для новорожденных.

Одной из наиболее удобных характеристик музыки является тот факт, что Вы можете слушать, пока занимаетесь своими обычными делами – а, значит, она совсем не отнимает у Вас время.

Как музыка избавляет нас о стресса?

Физическое расслабление. Музыка расслабляет напряженные мышцы, позволяя избавиться от стресса рабочего дня.

Музыка помогает заниматься расслабляющими практиками. Музыка помогает добиться необходимого результата при занятии йогой, само гипнозом и практиками медитативной визуализации. Музыка дает Вам энергию на протяжении упражнения, расслабляет после и фактически «растворяет» напряжение и стресс при принятии расслабляющей ванны с эфирными маслами.

Избавляет от негативных эмоций. Жизнерадостная музыка помогает Вам отвлечься от причин Ваших волнений, почувствовать себя более оптимистичными и позитивными. Благодаря этому, Вы стоновитесь менее подверженными стрессу. Исследователи доказали, что музыка способствует сокращению гормона «кортизол» – его выделение связано со стрессом

 3.Исследовательская часть

3.1   Анкетирование учащихся

Данная анкета была проведена среди учащихся  6-11классов, учащиеся отвечали на следующие вопросы;

1)Любите ли вы слушать музыку?

2)Какую музыку вы предпочитаете слушать?

3) Какой Ваш любимый певец/ певица?

4)Ваша любимая песня?

5)Как музыка влияет на вас?

На вопрос «Любите ли вы слушать музыку?» из 35 опрошенных учащихся  34 ответили «Да»

 Как мы видим  большинство учащихся слушают песни на английском языком.

 Мы выяснили, какие группы, певцы/певицы  нравятся опрошенным

Scrilex, Acds, Linkin Park,  Morandi, Adele  “Someone Like You”, Blue  I Can't “Breath Easy”, David Guetta  Titanium (feat. Sia)[DubStep],Spor  Pacifica, Pussy Cat Girls, Tracktor Bowing, Selena Gomes,Alex Ferrari.

3.2  Музыкальный эксперимент

Музыкальный эксперимент №1

Ребятам 3-6 классов, предлагалось прослушать несколько песен в разных жанрах.

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проанализировать, как   воспринимают младшие школьники  музыку разных направлений.

Как мы видим на данной диаграмме указан процент детей, которым понравился тот или иной жанр музыки.


 

 

Вывод: учащимся 3-6 классов, из предложенной музыки больше всего нравятся детская и клубная музыка.

 

  Музыкальный эксперимент №2

Учащиеся 3-4 классов перед  началом урока прослушали классическую музыку Шуберта «Ave Maria», Моцарта, затем  учитель перешел к объяснению нового материала.

Вывод: классическая музыка положительно повлияла на умственную деятельность школьников, улучшила память, помогла сосредоточиться и лучше усвоить материал.

Совет: включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.

 

Музыкальный эксперимент №3

Ди-джеи нашего проекта провели «Музыкальный эксперимент» на школьной дискотеке. И тем самым выявили «горячую 10» песен, под которую «зажигает» молодое поколение.

1)    Натали- О боже какой мужчина.

2)    Alex Ferrari- Bara Bara Bere Bere.

3)    Подиум- Танцуй пока молодая

4)    Alex Ferrari – Sanfonia Mix

5)    Верка Сердючка –Долче Габбана

6)    Мурат Тхагалегов- Казанова

7)    DJ Barbi- КЛУБНАЯ

8)    Бейбит Корган-ШоҚ Қыздар

9)    Юрий Шатунов – Седая ночь

10)Don Omar- Danza Kuduru

       2 Блог- опрос по теме: «Музыка в нашей жизни».

Мы так же провели блог-опрос по социальной сети «Mail.ru», задавая вопрос «Для чего  нужна музыка?», «Слушаете ли вы музыку наушниках?», «Что для вас значит музыка?»

30 пользователей откликнулись на наш блог по первому вопросу.

18 пользователей сайта ответили, что музыка поднимает настроение, оставшихся 12 человек ответили, что музыка является их  увлечением и они не могут не слушать музыку.

Всего 18 пользователей, ответило  на вопрос  «Слушаете ли  вы музыка в наушниках?», но уже исходя из этого можно сделать определенные выводы

 

   Комментарии пользователей социальной сети

Ø Музыка занимает важное место в нашей жизни. Мы не можем жить без нее… Некоторые люди любят классическую музыку, другие предпочитают рок, поп или джаз, но никто не остается безразличным к ней.

    В настоящее время я не могу провести и дня без музыки. Утром я   предпочитаю быструю ритмичную музыку. Если у меня плохое настроение, я  включаю музыку. Включаю свою любимую мелодию, и ваше уныние исчезает.

Красивая мелодия помогает мне забыть о моей усталости.

музыка — неотъемлемая часть моей жизни, и я просто не могу вообразить, как бы я жил без нее!

 

Ø Я люблю музыку потому, что музыка  делает этот мир ярче.

 

Ø Классическая музыка передает всё прекрасное и вечное.

 

Ø Музыка подбадривает и заряжает энергией – трудится под музыку гораздо приятней и интересней.

 

Ø Музыка - это инструмент работы со своим подсознанием, своей душой. Музыка - это инструмент познания мира.

 

Ø музыка неуловима - она пронизывает нас и наполняет нас своими звуками, заставляя кипеть кровь.

 

Ø Музыка играет одну из важных ролей в моей  жизни. Музыка- это энергию. Вторая сила!

 

Ø  Любимой песни не выделяю, как и группы, для меня существует множество любимых, перечислять их долго, и их много. Нравятся в основном вокалисты рок групп.                                                                                                                                         На тему можно очень много писать и говорить, музыка значит очень много, можно сказать я одержим музыкой, не было ни одного дня, который бы я прожил без неё, для некоторых это смысл жизни, наверное как и для меня... Ещё, для меня, музыка - это, то, что вдохновляет на разные поступки, то, что поднимает или наоборот, опускает настроение, то, что расслабляет, и в общем по-разному влияет на меня. Да, и наверное, без музыки я бы не был тем, кем я являюсь сейчас...

 

     4. Выводы по проекту «Музыка в нашей жизни»

Музыка в нашей жизни занимает важное место, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах жизни. Она играет важную роль в памятных фрагментах жизни каждого человека. Слушая музыку, некоторые люди в словах песен находят свою личную историю из жизни, из-за чего появляются чувства и мысли, которые мы переживаем во время прослушивания композиции.

Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают, задумываются о чем-то, танцуют. Музыка – это действительно универсальный язык, существует миллионы различных жанров и триллионы различных песен от разных исполнителей. И всех их объединяет одно -это музыка.

 Все таки нас всех  объединяет одно любовь к музыке, любовь к прекрасному. И без музыки наша жизнь была бы серой, скучной и невзрачной. Именно и любовь к музыке и подтолкнула нас к созданию этого проекта. Потому что, музыка волнует сердца, и каждый выбирает музыку соответствующую  душевным запросам.

.

 Исследовательский ученический проект

Задачи проекта*

Активизация познавательных интересов к музыке как части жизни.

Развитие креативного (творческого) мышления

Формирование исследовательских умений, разнообразных способов деятельности, коммуникативных навыков.

 Тип проекта:

Культорологический

Интегративный

Критерии оценки защиты проекта:

Актуальность темы, практическая направленность ее решения

Полнота, оригинальность раскрытия темы

Умение делать выводы, обобщения, аргументировать свою точку зрения

Практическая деятельность участников проекта

Художественное оформление проекта:



 





Тема: "Классика и современность"  презентация
Песня     плюс

Тема: "В музыкальном театре .Опера"
Смотрим:         презентация №1
                         презентация №2


Тема: Бородин опера "Князь Игорь"
Смотрим:      презентация
Тема: "В музыкальном театре. Балет"
Смотрим:      презентация

Тема: "Балет Тищенко "Ярославна"
Смотрим:        презентация



Третья четверть

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

 

    Музыкальная драматургия  – отражение музыкальных образов в движении, развитии,      взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

 

    Способы развития музыки:

      1.     Повторение, повторы – трехчастная форма (АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

      2.     Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

      

          Виды варьирования - секвенция, имитация.

 

    Секвенция  (от лат следование)– перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

Имитация ( от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).

  

Два направления музыкальной культуры.

 

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

 

Духовная музыка.

   К  сфере духовной  музыки  относят  прежде всего вокальные  или  вокально-инструментальные произведения на тексты  религиозного характера,  исполняемые во время церковной службы

   Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которого лежит знаменный распев. В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

   Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

 

Светская музыка.

 

Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.  С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды  инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

 

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. 

 

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое. 

 

Камерная инструментальная музыка

Этюд

 

Этюд (от фр. изучение, упражнение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте. Это понятие встречается и в живописи: этюд - набросок, эскиз будущей картины.

В XIX веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр - концертные этюды. Их технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца.

Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен (1810-1849) и венгерский композитор Ференц Лист(1811-1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист - в больших концертных залах.

В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих человека, - это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный пафос.

Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.

 

Транскрипция

 

Термин транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных проиведений. Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса М.И.Глинки "Жаворонок"

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа. Его мастерство пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко. "Когда играет Лист, - говорил немецкий писатель Г.Гейне, - не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка". Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л.Бетховена. Лист писал: "Если я выполню свою задачу - сделать их доступными - на уровне искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута". Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание Рахманинова, Лютославского к Капрису №"4 Паганини.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как "Лесной царь", "Серенада", "Форель", "Аве, Мария" и др.

 

 Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866-1924) продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так же как и Лист, обращался к сочинениям многих композиторов.

Исполнение Бузони сравнивалось то с творениями живописи, то с великими соборами. Слушая его, говорили о "красочных полотнах", "фресках", "звуковых скульптурах" в его "как из мрамора изваянной игре". В исполнении Бузони все производило впечатление гениальной импровизации - и в этом была его главная сила!

 

 

 Циклические формы инструментальной музыки

"Кончерто гроссо" А.Шнитке

 

Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

Музыка выдающегося отечественного композитора А.Шнитке - это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий - от XVII до XX в. Свободное совмещение прошлого и настоящего - особенность его музыки. Привлечение музыкальных цитат. полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений) свойственны А.Шнитке. Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А.Шнитке имеет старинное название "Concerto grosso" (в переводе с итал. - большой концерт). В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром такие же, как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Партии солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям с оркестром.

Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. "Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют... Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение".

Волевой, целеустремленной главной теме 5-й части композитор противопоставляет тему другого мира - злобного, враждебного. "Наплывы", искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

 

"Сюита в старинном стиле" А.Шнитке.

 

Сюита (от фр. ряд, последовательность) существует с XVI в. и относится к многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как возникшие позднее соната и симфония. Сюиту можно  сравнить со сборником рассказов, в отличие от симфонии - более динамичной, цельной, подобной роману. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей - танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом.

В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.

Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме сюит, например знакомое вам "Рондо" из "Маленькой ночной серенады" В.А.Моцарта.

В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты "Картинки с выставки" М.Мусоргского, симфонической сюиты "Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра "Моцартиана" П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов. 

 

 


Comments